Уборка Днепропетровск.

Поверхностный анализ ситуации на рынке услуг по уборке жилых помещений в Днепропетровске.

Уже давно не вызывают удивления различные предложения об услугах уборки, потихоньку складывается наш региональный рынок, в сознание людей, чей достаток позволяет привлекать к решению бытовых проблем наёмных лиц и организации, постепенно укореняется мысль о том, что за уборку можно и нужно платить, чтобы голова об этом не болела. Да и часто возникают такие задачи, с которыми не так просто справиться – на их решение нужно много времени и сил,  чего так не хватает ввиду высокой занятости.

И  всякий, кто начинает поиск того, кому можно доверить уборку своего жилья, рано или поздно, обнаруживает, что цены могут быть очень разными, что потенциальных исполнителей очень много, а уборка уборке рознь.

Именно о том, кто предоставляет услуги по уборке в Днепропетровске и какие именно услуги они оказывают, я и постараюсь рассказать.

Уборщики-одиночки.

В эту группу входит большое количество людей, предоставляющих услуги по поддерживающей уборке жилья. Для уборки они используют традиционно весьма ограниченную техническую базу заказчика (моющие средства, технику, протирочные материалы, инвентарь).  Уровень профессиональной подготовки в большинстве случаев оставляет желать лучшего.  Часто среди представителей данной группы  встречаются люди пенсионного или предпенсионного возраста.

Стоимость услуг представителей данной группы достаточно низка и, в зависимости от объёма работ и конкретного исполнителя, колеблется в пределах от 150 до 250 гривен в день (без учёта содержания материально-технической базы).  За эти деньги заказчик может получить помытые полы, протёртые открытые поверхности, удаление явных загрязнений с мебели, поверхностную очистку санузла. Иногда к этим работам могут быть добавлены: мытьё посуды, стирка, глажка, приготовление еды. Но в целом перечень возможных услуг довольно узок, никаких спец. работ и даже полноценной генеральной уборки в нём нет.

За рабочий день уборщик из данной группы может обслужить до 200 м2 помещения, если речь будет идти только о поверхностной уборке.

Реклама у представителей данной группы сводится к размещению объявлений на специальных сайтах и форумах, публикация строчных объявлений в местной прессе, «сарафанному радио», в редких случаях  таких уборщиков обеспечивают работой  различные рекрутинговые агентства (например, агентства по подбору персонала для дома).  Другие виды рекламы им не нужны, да впрочем, и не по плечу.

В Днепропетровске частников, оказывающих услуги по  уборке, приблизительно полторы тысячи человек.

 

Микро-организации – объединения частников.

Ничем принципиально не отличаются от частников, кроме того, что могут иметь на своём балансе несколько единиц бытовой техники, принадлежащие членам группы. Нацелены на мелкого и среднего частника с объектом до 200 м2.

Как правило инициатором возникновения такой группы является частник, несколько лет проработавший на рынке услуг по уборке или имеющий опыт работы в клининговой компании.

Ценовая политика таких групп определяется стоимостью работы всех участников, плюс небольшой процент.  Так за сумму в 350-700 гривен заказчик может получить генеральную уборку 2-3х комнатной квартиры, но будет вынужден обеспечить уборщиков различного рода инвентарём (стремянки, подмости), моющими средствами и возможно, протирочными материалами. Правда, стоит заметить, что рассчитывать на выполнение различного рода специальных работ (например, химчистку коврового покрытия или нанесение защитных покрытий) заказчику не приходится, как не приходится рассчитывать и на доскональную очистку «малозначительных» участков – люстр, антресолей, внутренностей бытовой техники, участков с осложнённым доступом и т.д. с удалением серьёзных загрязнений, там, где нужна профессиональная техника, узкоспециализированная химия и точные знания, такие бригады тоже никогда не справляются.

Если ни у кого из такой группы нет такой техники как пылесос, водосос, пароочиститель, , то работы которые должны проводится с применением таковой, не будут выполнены.

Вступая в ценовое противостояние с крупными КК (клининговыми компаниями), такие группки уборщиков в значительной степени проигрывают  в техническом оснащении и презентабельности.

Срок жизни таких групп очень маленький (как правило, меньше года), что обусловлено постоянной недостачей объектов, где они могли бы работать в полном составе. Иногда такие объединения возникают для выполнения одной уборки.

Реклама – это в основном строчные объявления в газетах и на досках объявлений в сети Интернет.

В Днепропетровске за год  организовываются и распадаются примерно два-три десятка таких групп.

Мелкие клининговые компании.

Это относительно малочисленная группа, в которую входят компании, которые состоят, по сути, из одной клининговой бригады (такой себе семейный бизнес). В зависимости от длительности пребывания на рынке и того, как видят своё место представители такой КК, в значительной мере может изменяться уровень технического оснащения и подготовки персонала. В принципе если компания такого рода сохраняет своё место на рынке более 2х лет, можно говорить об адекватной запросам рынка ценовой политике и качестве предоставляемых услуг.

Организации из данной группы как правило не предоставляют услуг по поддерживающей уборке и сосредотачивают свои усилия на выполнении генеральных уборок объектов до 500 м2.   Цена на их работу прямо пропорциональна её сложности и затратам, связанным с её выполнением, и колеблется в пределах от 12 до 35-40 гривен за м2 помещения, но иногда может быть и выше.

Так уборка пустой квартиры площадью в 100м2 в среднем обойдётся в 1600-2000 гривен, а если квартира будет наполнена различной мебелью и множеством мелких предметов, мусора и деликатных покрытий, цена может добить до 3-3,5 тясыч. С увеличением площади снижается цена на м2, а с уменьшением наоборот растёт.

Основными преимуществами мелких КК является сравнительно высокая  технологичность, качество выполняемых работ, гибкие ценовые предложения и быстрая реакция на изменяющиеся запросы рынка, достаточно широкий перечень предоставляемых услуг и работ в рамках «стандартной» уборки. Обычно качество предоставляемых услуг ставится такими компаниями во главу угла, однако встречаются и отклонения от данного принципа.

Политику качества компании можно легко идентифицировать при общении с её руководителем, анализе ценового предложения и даже по рекламной продукции, в которой отчетливо видно, какие аспекты считаются руководством наиболее важными. В случаях, когда качеству услуг такие компании уделяют второстепенное значение, они вынуждены ради привлечения клиентов занижать цены, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к медленной гибели компании.

В зависимости от принятой в компании политики качества разнится и уровень профессиональной подготовки сотрудников, однако этот уровень в любом случае будет несколько выше, чем уровень подготовки частников и сотрудников больших КК.

Стоит заметить, что структура таких компаний исключает наличие административного аппарата, а соответственно и издержек на его содержание, что даёт большие возможности как в предоставлении скидок особо привлекательным заказчикам, так и в перенаправлении полученной прибыли, например, на закупку нового оборудования или повышения квалификации.

Среди недостатков – периодическая нехватка кадров и технических средств, необходимых  для выполнения больших заказов или нескольких мелких заказов одновременно и ограниченность в возможностях выполнения тех или иных видов работ ввиду отсутствия узкоспециализированного оборудования. Ещё одна проблема в работе таких компаний – это нестабильность потока заказов.

Реклама таких КК принципиально не отличается от рекламы частников, но уже может быть собственный сайт, блочная реклама в печатных СМИ, распространение печатной рекламной продукции путём раздачи или распространения по почтовым ящикам, расклеивание объявлений на столбах. Периодически работу таким компаниям «сливают» крупные и средние КК, а также частники.

Средние КК.

В отличие от малых, средние КК имеют в своей структуре несколько мобильных бригад (как правило, до трёх бригад с определённой специализацией). Принципиальным отличием этой группы является то, что её представители  уже предоставляют услуги по поддерживающей уборке помещений и  делают это на достойном профессиональном уровне, сохраняя все преимущества мелких КК и избегая проблем частников.

Стоимость услуг представителей этой группы примерно такая же, как и у предыдущей, но в структуру затрат компании уже включаются затраты на содержание маленького административного аппарата. Как и в случае с мелкими КК, конкурентным преимуществом средних КК является качество уборки. В случае отказа от установок на высокое качество  последнее  пытаются заменить низкой ценой. Однако в отличие от мелких КК, средние КК уже не имеют возможности глубокого ценового люфта.

Поддерживающую уборку жилых помещений такие компании оказывают только в рамках организации отдельного направления и создания так называемого «логистического хребта», который позволяет оптимизировать транспортные расходы. Стоимость их услуг по поддерживающей уборке несколько выше, чем аналогичные услуги частников, и вполне может колебаться в диапазоне 350-450 гривен/день, что примерно равно стоимости минимального заказа.  Однако и качество уборки тоже выше, что связано с наличием полноценной технической базы. К тому же, в отличие от частника, средние КК обеспечивают стабильность графика проведения уборок, а в рамках дополнительных соглашений могут производить специальные работы и генеральные уборки.

Реклама полностью аналогична мелким КК, но уже встречаются менеджеры по прямым продажам. Полностью исключена реклама через рекрутинговые организации.

Мелкие и средние КК достаточно сложно отличить друг от друга, не имея полноценной информации о компании, поэтому их приблизительное количество в Днепропетровске можно назвать только в общей сумме  –  это примерно два десятка КК.

Крупные КК.

В эту группу входят компании, специализацией которых является уборка больших объектов после строительства и поддержание чистоты на крупных коммерческих объектах. Встречаются компании, специализирующиеся на выполнении дорогостоящих специальных работ – шлифовке и полировке каменных полов, нанесению защитных покрытий,  чистке инженерных систем (например, вентиляции). Кадровый состав таких компаний достаточно велик и разнообразен, они могут позволить себе содержать большой административный аппарат, несколько складских и офисных помещений.

Уровень технического обеспечения крупных КК очень сильно разнится от компании к компании и может быть как очень высоким, так и достаточно низким. Качество профессиональной подготовки рядовых сотрудников – традиционно очень низкое, как впрочем и культура производства, что связано с большой текучкой кадров и нежеланием руководителей затрачивать ресурсы на их подготовку. Впрочем, встречаются и исключения.

Среди рядовых сотрудников значительный процент составляют  люди старшей возрастной группы, встречаются люди с уголовным прошлым.

Кадровым исключением являются бригады, выполняющие специальные работы, в которых трудятся высококвалифицированные специалисты среднего возраста, часто бывшие сотрудники мелких и средних КК.

Уборку жилых помещений (как правило, только генеральную) такие компании также  выполняют, но по ряду причин значительно проигрывают в качестве в сравнении с мелкими и средними КК. Единственное, чем они завоёвывают частного  заказчика – это низкая цена, которую они могут поддерживать за счёт низких заработных плат, больших скидок на расходные материалы и тотальной экономии на всём, которая в конечном итоге становится экономией на качестве.

Стоимость генеральной уборки силами крупных КК обойдётся от 10 до 25-30 гривен м2. Но возможны ситуации, когда самые элементарные работы будут оплачиваться отдельно и низкая, на первый взгляд, стоимость вполне может вырасти вдвое, а то и втрое.

В Днепропетровске крупные КК представлены в основном сетевыми компаниями, имеющими свои представительства во многих городах Украины, хотя, конечно, есть и доморощеные.

Всего в Днепропетровске представлено примерно полтора десятка крупных КК.

Вместо эпилога.

Как видим, Днепропетровский рынок достаточно хорошо заполнен различными предложениями по уборке жилой недвижимости. У каждого типа игроков есть свои преимущества и недостатки, многие из которых могли остаться за пределами этого обзора, поэтому при выборе конкретного исполнителя работ по наведению чистоты, стоит внимательно изучать все предложения. Ведь всегда есть место исключениям из правил.  Данный же обзор призван лишь облегчить вам процесс поиска, дав представление, какие услуги могут оказывать игроки этого рынка, и чего стоит ожидать в плане стоимости уборки.

Замечу, что в других городах иногда встречаются компании, узко специализирующиеся на предоставлении услуг по поддерживающей уборке жилых помещений, но на днепропетровском рынке клининговых услуг мною таковые не замечены.